Сначала Высоцкий, потом ОБХСС

25 июля 2020 года исполнилось 40 лет со дня смерти Владимира Высоцкого. Частичку памяти о поэте хранит и задние «Проектмашприбора» на Звездном бульваре. Высоцкий дважды выступал здесь с концертами перед работниками института «Союзмашпроект» – так в советское время назывался «Проектмашприбор», ныне входящий в холдинг НИКС.

Высоцкий

Недавно мы писали о Галине Петровне Воронцовой – ветеране войны, 27 лет проработавшей в «Союзмашпроекте». 23 года своей жизни отдала институту и ее дочь, Светлана Левина. Вот как вспоминает она, в то время молодой инженер-экономист, об этом периоде своей жизни.

«Когда я пришла в "Союзмашпроект" в 1970 году – это была уже очень большая организация, 1200 человек. Как раз мы переехали в новое здание на Звездном бульваре, и занимали его целиком. У каждого отдела был свой этаж. Так и называли их по номерам этажей, 4-й отдел, 5-й отдел. Мы относились к Министерству оборонной промышленности, считали себя очень важными людьми и старались использовать все возможности, которые предоставляла жизнь и работа в столице.

В новом здании у нас был прекрасный конференц-зал, и мы его активно использовали. Я как раз и занималась этим в качестве общественной работы в культмассовом секторе профсоюза нашего института. Этот период принято называть эпохой застоя, но для нас это было молодое, радостное время, мы интересно жили, нам удавалось зазвать к себе, на так называемые «Устные журналы» многих ярких артистов ведущих московских театров, на спектакли которых в то время невозможно было попасть: к нам приезжал Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Анатолий Папанов и многие другие знаменитости, но вершиной моей "продюсерской карьеры" стало приглашение Владимира Высоцкого.

1

Ребята мне как-то говорят: "Света, а Высоцкого тебе слабо позвать?" И вот однажды я просто иду по Таганке, захожу в театр и говорю: "Мне администратора". Как сейчас помню, звали его Яков Михайлович Безродный. Захожу к нему и говорю: "У нас институт, очень хорошее здание. Мы хотим, чтобы у нас Высоцкий выступил". Он отвечает: "Вся Москва хочет". А это был 1978 год, за два года до его смерти. Я говорю, что у нас зал на 365 мест, до сих пор помню эту цифру, и мы вам даем 700 рублей за два концерта. Он заинтересовался: "Ну, в принципе, можно. Я подумаю. Но тогда вам нагрузка: еще три концерта". А нагрузка была такая: творческий вечер Валерия Золотухина, вечер Бориса Хмельницкого с Ниной Шацкой и молодежь. А молодежь это Леонид Филатов, Иван Дыховичный и Наталья Санько. Все три концерта "в нагрузку" прошли, молодежь выступила просто на ура, но администратор предупредил: когда будет Высоцкий, он нам объявит день в день, а то нас Москва разорвет.

Тогда такие концерты, конечно, не приветствовались Министерством культуры. Советским артистам не полагалось подрабатывать, и подобные выступления нужно было оформлять как "Лекция о театре" с билетом по 30 копеек в Обществе "Знание" и отчетом о проведенном мероприятии. Мы же выпускали собственные билеты по 1 рублю и все деньги честно отдавали артистам (минус цветы и бутерброды). Мы в то время действительно были альтруистами, так что и в голову не приходило как-то воспользоваться своим положением. Я пригласила брата, подруг, всего 17 человек, и за их билеты заплатила из собственного кармана – в голову не приходило взять их просто так.

И вот наступает этот день, звонок из театра – можно продавать билеты на два концерта подряд. Мы заготовили билеты по 1 рублю, я собрала ровно 365 рублей. Вечером Высоцкий у нас! Он приехал без администратора, с другими людьми. Я Высоцкому говорю, что его выступление заявлено как "Лекция о театре" и в зале находятся представители Министерства культуры. Он начал выступление осторожно, ведя тему о театре, но потом все было так, как от него ждали: любимые песни, стихи – все было феерично. А в конце Высоцкий говорит: "А кто у вас тут Света?" Все пальцем показывают на меня, и он сказал: "Светочка, мне у вас очень понравилось, можно я вас поцелую". И поцеловал. Ох, как мне все завидовали…. На следующий день в институте я была сверхпопулярна, только и разговоров было о том, как Высоцкий пел и как нам всем повезло его слышать. Но история на этом не закончилась...

2

Прошло месяца два, и меня вызывают в отдел кадров института. Прихожу. Сидят два вежливых молодых парня, показывают удостоверение – работники ОБХСС. Показывают письмо-анонимку. Текст и почерк с наклоном в левую сторону я помню до сих пор.

Анонимка была следующего содержания: "В нашем институте часто проходят вечера с артистами из театров, а недавно у нас был Владимир Высоцкий, и как такой замечательный артист может выступать по сомнительным билетам, которые печатаются в нашей типографии. Билет прикладываю…"

От меня потребовали объяснений в письменном виде, а на прощанье сказали, что если у нас будут интересные выступления, то они с удовольствием поприсутствуют. Придя домой, я сообщила мужу, что меня, наверное, посадят в тюрьму, и слегла на три дня с болью в спине. В конце концов все обошлось, но это ожидание…

Вот так судьба показала мне две стороны одной медали: славу удачливого организатора и расплату за это в виде нервотрепки и ожидания чуть ли не тюрьмы. А с театром на Таганке мы дружили долго, пересмотрели все его спектакли, но Высоцкий меня больше не целовал…"

3

Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 800 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.